Вторник 23 июля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Русская живопись XIX века» выпуск 18 апреля 1973 года

Суриков Василий Иванович (1848—1919). «Покорение Сибири Ермаком» (1895)

Историческое полотно Сурикова - Покорение Сибири Ермаком

Оформление серии Н.Черкасов.
Цвет многоцветная
Зубцовка 12 × 12¼ гребенчатая
Размер 37 × 52 мм
Тираж 4 000 000
Способ печати Офсет
Бумага обыкновенная
Номинал 20 копеек
Каталоги:
ЦФА 4235
Ст.коллекция 4172
Michel SU4121
Scott SU4080
Yvert SU3934
Серия: состоит из 7 марок:
1895 год
Русская школа.
Исторический жанр
Холст, масло
Размеры: 285 × 599 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Замысел картины «Покорение Сибири Ермаком» возник у Сурикова еще в 1889 году. Но писать ее он начал только в 1891. Долгих четыре года писалась картина и была закончена в 1895 году. В первые картину публика увидела на 23 выставке Общества передвижников и сразу приковала к себе внимание посетителей - в тот год праздновалось открытие Транссибирской железной дороги и 300-летие покорения Сибири. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика.

Первоначально картину собирался приобрести Третьяков в свою картинную галерею за немалую по тем временам сумму – 30 000 рублей. Но Николай II перекупил ее за баснословную для того времени сумму 40 000 рублей. Свидетели доносят до нас слова императора о этой картине «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Буквально через несколько недель был опубликован монарший указ об учреждении Русского музея Императора Александра III и с 1897 года картина экспонируется только в этом музее. Но не обошел Суриков вниманием и мецената Третьякова - в знак уважения к его делу художник в 1895 году подарил уменьшенную авторскую копию картины (размерами 59 на 103 см).

На картине художник изобразил кульминационный момент Сибирского похода Ермака Тимофеевича (1581—1585) — сражение в 1582 году между казачьей дружиной Ермака и огромным войском, собранным сибирским ханом Кучумом. В трактовке художника это событие представлено как народный подвиг, художник подчёркивает неразрывную связь русских воинов с их предводителем. Композиционно холст разделен на две части по диагонали. В левую половину и центр полотна занимает авангард казачьего войска. В практически в центре казачьей массы — сам Ермак, изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Эго кряжистая фигура в стальном шлеме прочно стоит обеими ногами на палубе. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В.С.Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»). Голова Ермака, его указующая рука и хоругвь над ним разрушают композиционную диагональ, выступая за пределы пространства, отведенного казачьему воинству как бы предрекая победу казаков над войсками хана Кучума. Пёстрое по составу войско Кучума заполняет центр и нижнюю часть правой половины картины, на лицах его воинов можно увидеть панику. Нос ладьи Ермака врезается в плотную татарскую массу, подчёркивая, что противники уже в смятении и готовы обратиться в бегство. За спинами у сибирских татар обрывистый берег со скачущими всадниками и вздымающими вверх руки шаманами, символически противостоящими конному Св. Георгию на казачьей хоругви. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение.

Краткую биографию Василия Ивановича Сурикова смотри в разделе «Художники»

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018