Четверг 18 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

Жан Батист Симеон Шарден

Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в семье столяра в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. О его детстве и юности практически ничего не известно. Все его биографии начинаются с 30-летнего возраста

Лет семи-восьми сын мебельщика Шарден был отдан в ученики к художнику Пьер-Жаку Казу. Долгие дни, даже ночи, при свете лампы, копировал мальчик изображения глаз, ртов, ушей, ног, рук. Лил слезы, срисовывая гипсовые слепки. У многих учеников годы рабского подражания образцам навсегда вытравляли способность к самостоятельному творчеству. Оттого-то, бросив опостылевшие карандаши и краски, одни вскидывали на плечо мушкет в каком-нибудь полку, других нищета вынуждала браться за любую подвернувшуюся работу. От Каза Шарден перешел в мастерскую другого художника - Куапеля, от него - к Ванлоо, приобретая при этом профессиональные навыки. Он много, постоянно рисует.

Свой путь в искусство начинал Шарден обычно, как все: работал подмастерьем у мастеров — Каза, Куапеля, позднее — Ванлоо. На полотнах своих патронов он писал неодушевленные предметы: ружье в сцене охоты, битую дичь, хозяйственные принадлежности, плоды, овощи, цветы. Будущий гений натюрморта оставил первые свои опыты неузнанными, под чужим именем… Шарден — редкий пример художника, сформировавшегося без учителя.

В молодости сотрудничал с Н.-Н. Куапелем, который поручал ему писать аксессуары в своих портретах. Уже в это время Шарден проявил замечательные способности к точному изображению предметов и передаче особенностей световоздушной среды. В 1728 году он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 году назначен советником Академии, а в 1755 году стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти.

Как население Франции XVIII века, так и ее искусство делилось тогда на сословия - «высокое» и «низкое». К «высокому» причисляли произведения на религиозные, исторические и мифологические сюжеты, а те, которые изображали «толпу» - людей, занятых обработкой земли и ремеслами, - относили к низшему. Изображение людей труда считалось тогда недостойным. Уделом тех, кто добывал хлеб своими руками, была нищета. В чудом уцелевшем письме епископа Масильона из провинции Овернь, направленном министру короля, сообщалось: «Народ в наших деревнях живет в чудовищной нищете, не имея ни постели, ни утвари. Большинству около полугода не хватает их единственной пищи - ячменного или овсяного хлеба, в котором они вынуждены отказывать себе и своим детям, чтобы платить налоги».

Нужны были смелость и глубокая вера в человека, в его высокие нравственные достоинства, чтобы отважиться писать картины о тех, кто сам себя кормит, кто видит в труде истинную радость и призвание. Таким художником стал Шарден. Он первый ввел в искусство Франции темы семьи, домашнего уюта, материнства, нравственной чистоты.

В последние годы жизни Шарден увлекся техникой пастели. Он добивается от нежных карандашей сильного, плотного цвета, гармонично объединяет бархатистые чистые тона и рельефный рисунок. Характерный пример - «Автопортрет с зеленым козырьком» (Почтовое ведомство Франции - выпуск 1956 года). Внимательный, пронизывающий взгляд человека, полностью погруженного в работу. Голова и шея плотно закутаны, старенькие, видавшие виды очки, стиснутые губы, напряженные мышцы лица - во всем упрямая сосредоточенность, сдержанная воля, великое терпение мастера. Таким изобразил себя Шарден, словно дав сжатую формулу своего искусства.

Популярность его с годами росла. Представители «третьего сословия» охотно раскупали гравюры, сделанные с картин Шардена. Богатые любители заказывали повторения понравившихся работ. И Шарден сделал их немало.

Жан Батист Симеон Шарден в возрасте 80 лет, 6 декабря 1779 года.

Но о Шардене современники забыли вскоре после его смерти. Образы картин художника казались слишком «тихими» для бурного времени буржуазной революции, они отступили в тень перед полотнами классицистов и романтиков. Но в середине позапрошлого века писатели братья Гонкуры заново открыли удивительную прелесть полотен старого мастера. О нем заговорили сразу во всех странах, а картины Шардена навсегда заняли почетное место в музеях мира.

На сайте представлены следующие марки с сюжетами на его картины:

Библиография:

  • А.К.Якимович «Шарден и французское Просвещение». — Москва: Искусство, 1981 год
  • В.Н.Лазарев «Шарден». Москва. 1947 год
  • Ю.К.Золотов «Жан-Батист Симеон Шарден». Москва, 1962 год

Последняя редакция статьи от 03 ноября 2018 года

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018