Воскресенье 17 февраля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

Илья Ефимович Репин

Илья Ефимович Репин - Автопортрет

Илья Репин родился 24 июля (5 августа по старому стилю) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804 — 1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьякона. В 1855 году занимался в топографической школе, но при упразднении военных поселений её закрыли. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И.Бунакова.

В 1863 году поступил в Академию художеств в Петербурге. В рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И.Н.Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р.К.Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Репин Илья Ефимович. «Бурлаки на Волгеу»

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет «Славянские композиторы», выполненный по заказу предпринимателя А.А.Пороховщикова.

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6–летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко».

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

Репин Илья Ефимович. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь — Яворницкий, Иван Сирко — киевский генерал–губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак — художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке — Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке — его сын, обладатель обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер–гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.

Второй вариант картины (1880 — 1891 гг.) хранится в Русском музее в Санкт–Петербурге. Кто для него позировал, неясно. А третий вариант (1893 г.) — в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках.

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 года, став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иван Грозный и его сын Иван» (1885).

В 1887 году Репин развёлся с женой Верой Алексеевной Шевцовой, от этого брака у художника осталось четверо детей: сын Юрий и три дочери, Вера, Надежда и Татьяна, которых он нежно любил и не раз писал их портреты. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П.А.Стрепетовой, Н.И.Пирогова, П.М.Третьякова, И.Н.Крамского, И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, В.В.Самойлова, М.С.Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

С начала 1890–х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравнёве Витебской губернии. Здесь им созданы картины «Белорус» (1892), «Осенний букет» (1892), «Охотник с ружьём» (1892), «Дуэль» (1896), «Портрет сына Юрия на террасе Здравнёвкого дома» 1896) и другие, ряд этюдов.

В 1893 году Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894–1907 годах он — профессор–руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898–1899 годах — ректор Академии.

Илья Ефимович Репин - «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года»

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 м?) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б.М.Кустодиев и И.С.Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов–портретов и эскизы.

Илья Ефимович Репин - «Иван Грозный и его сын Иван»

После написания картины «Иван Грозный и его сын Иван», отражающей несуществующее историческое событие (как известно из материалов Комиссии, вскрывшей в 1963 году царские захоронения в Архангельском Соборе Кремля, царевич Иоанн был отравлен сулемой — солями ртути, как и отец (Иван Грозный), и мать его (Анастасия Захарьина–Кошкина), и многие из царской семьи), правая рука художника начала сохнуть, а потом и вовсе перестала действовать. Но он научился писать левой рукой.

Илья Ефимович Репин - портрет второй жены художника Н.Б.Нордман

В 1899 году Репин женился на Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты». Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Сейчас Пенаты (усадьба) — музей–усадьба художника И.Е.Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Куоккала) Курортного района Санкт–Петербурга; памятник архитектуры (федеральный), Приморское шоссе, 411.

Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Он был знаком со многими деятелями финской культуры, например с художником Альбертом Эдельфельтом и с поэтом Эйно Лейно. В 1919 году Репин подарил Обществу художников Финляндии свою коллекцию из 23 работ русских художников и семи собственных. Так началась коллекция Репина Атенеум. Позже, в 1960–х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.

В 1920 году финские художники выбрали Репина почётным членом Общества художников Финляндии. По этому случаю в ресторане отеля Кают–компания в Хельсинки состоялся торжественный ужин, а затем художники принялись писать большую картину Знаменитости Финляндии, которая была закончена много лет спустя. В настоящее время картина выставлена в кафе Атенеума.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в парке своих любимых «Пенат», неподалёку от дома и «Чугуевой горки» — как художник называл возвышающийся на его участке холм.

Сын Репина Юрий также стал художником. Род Репина сейчас представляют живущие в Ярвенпяя потомки его брата. Племянник художника Илья Репин изготовил две православных святыни (раки) для иконостасов из дерева: для молельни в Ярвенпяя в 1948 и через 10 лет для новой православной церкви на кладбище в Хельсинки.

В 1930–е годы начинается настоящий культ Репина на родине, когда его работы стали образцами периода социалистического реализма в СССР. Имя Репина встало в одном ряду с именами Толстого, Мусоргского и Римского–Корсакова. Репин сам написал работы на темы революции, такие как: «Расстрел демонстрантов», «Красные похороны» и «У царской виселицы», которые он подарил музею революции по случаю визита делегации советских художников летом 1926 года. Среди этих картин есть портрет Керенского.


В 1994 году Банком России выпущена памятная монета посвященная 150-летию со дня рождения великого художника.


На сайте представлены следующие марки с сюжетами на его картины:

Библиография:

  • Александр Бенуа. «История русской живописи в XIX веке»
  • И.А.Бродский, В.Н.Москвинов «Новое о Репине: Статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации», Москва: Художник РСФСР, 1969 год.
  • И.Э.Грабарь «Репин» тома 1 и 2, Москва: 1963, 1964 годы.
  • А.Ф.Дмитриенко, Э.В.Кузнецова, О.Ф.Петрова, Н.А.Федорова «50 кратких биографий мастеров русского искусства» Ленинград, 1971 год
  • С.Иванов «Москва в жизни и творчестве И. Е. Репина» Москва: 1960 год.
  • Я.Д.Минченков «Воспоминания о передвижниках». — Л.: Художник РСФСР, 1980.
  • В.Москвинов «Репин в Москве» Москва: 1955 год.
  • И.С.Ненарокомова «Почётный гражданин Москвы». — М.: Молодая гвардия, 1978
  • С.А.Пророкова «Репин» Москва: 1958 год.
  • И.И.Пикулев «Русское изобразительное искусство». — М.: Просвещение, 1977.
  • И.Е.Репин «Далекое близкое» - Москва, Искусство, 1953.
  • В.В.Стасов «Избранные статьи о русской живописи». — М.: Детгиз, 1960.
  • А.А.Фёдоров-Давыдов «Илья Ефимович Репин». — М.: Искусство, 1989.
  • К.И.Чуковский «Илья Репин». — М.: Искусство, 1969. (Жизнь в искусстве).

Последняя редакция материала страницы от 14 декабря 2018 года

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018