Вторник 25 июня 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

Иван Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской - Автопортрет

Иван Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии. Земляк Крамского М.Б.Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И.Н.Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием у известного в то время фотографа Ивана Федоровича Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств учеником профессора Маркова Алексея Тарасовича.

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор К.А.Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И.Н.Крамской, Б.Б.Вениг, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, А.Д.Литовченко, А.И.Корзухин, Н.С.Шустов, А.И.Морозов, К.Е.Маковский, Ф.С.Журавлёв, К.В.Лемох, А.К.Григорьев, М.И.Песков, В.П.Крейтан и Н.В.Петров.

Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

В 1865 году А.Тюмарков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Б.Б.Венигом и Н.А.Кошелевым.

В 1863—1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И.И.Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М.Е.Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее; портрет С.П.Боткина (1880) — Государственный Русский музей,Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Андреевича Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н.А.Некрасов в период Последних песен», 1877—1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И.Н.Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.


В 2012 году Банком России выпущена памятная монета посвященная 175-летию со дня рождения великого художника.


На сайте представлены следующие марки с сюжетами на его картины:

Библиография:

  • А.С.Давыдова «Крамской.» — М.: Искусство, 1962.
  • И.В.Долгополов «Мастера и шедевры:» В 3-х томах. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — Т. 2.
  • В.И.Порудоминский «Крамской» М.: Искусство, 1974
  • Н.Собко «Иллюстрированный каталог картин, рисунков и гравюр покойного И.Н.Крамского (1837—1887)». СПб., 1887.
  • Н.А.Яковлева «Иван Николаевич Крамской. 1837—1887.» — Л.: Художник РСФСР, 1990. (Массовая библиотека по искусству).

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018