Четверг 18 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

Чистые или гашеные?

Каким маркам отдать предпочтение — чистым или гашёным?
Какая коллекция имеет большую филателистическую ценность — составленная из чистых или из гашёных марок?
Эта дилемма неизбежно возникает перед каждым начинающим коллекционером. Практика в конце концов подсказывает ему то или иное решение. Среди опытных филателистов есть горячие сторонники чистых марок, убеждённые поклонники гашёных марок и люди, игнорирующие крайности и считающие, что для коллекции всякая марка хороша, лишь бы была почтовой.
Ну, а как же, все-таки, следует ответить на этот извечный вопрос с точки зрения принципов филателии? Есть ли какой-либо объективный критерий, руководствуясь которым можно принять единственно правильное решение? И правомерна ли сама постановка вопроса или чистые, или гашёные? Истина, как известно, рождается в спорах. Поэтому редколлегия Сборника приглашает коллекционеров принять участие в открываемой дискуссии.
Для начала мы публикуем заметки В.Богданова, А.Фелтманиса и И.Крассова.

Филателия признает только гашеные марки.

На одной из выставок МГОК московский филателист К.А.Бернгард показал интересный экспонат: блок из шести рублёвых марок, погашенных штемпелем Петроградского почтамта: 25.10.17. Какие мысли возникают при виде этого штемпеля? Ведь Петроградский почтамт 25 октября 1917 г. функционировал всего два часа — с 9 до 11, а затем был занят красногвардейцами! Рублёвых марок выпуска 1917 г. у коллекционеров масса, но только шесть из них, ставшие «алмазным фондом» коллекции К. А. Бернгарда, представляют столь большую историческую ценность. Этот яркий пример является, как нам кажется, веским аргументом в пользу гашеных марок. Только прошедшая почту марка, выполнившая свою функцию знака почтовой оплаты, имеет филателистическую ценность. Чистая, не употребленная, почтовая марка не является знаком почтовой оплаты: это лишь своеобразная квитанция, свидетельствующая о том, что почта получила определённую сумму за будущие услуги по пересылке письма, бандероли и т.д.

Аналогичный пример из другой области. Представьте, что некто приобретает художественно исполненный билет на юбилейный спектакль. При входе в зал контролёр погашает билет, отрывая контроль, и владелец билета получает право присутствовать на спектакле. Но можно поступить иначе — не пойти в театр, а сохранить билет на память. Касса театра получила стоимость билета, но купивший его человек не использовал своё право на просмотр спектакля, зато имеет удовольствие рассматривать понравившуюся ему картинку в любое время, до конца дней своих. Полная аналогия с чистыми почтовыми марками.

Не следует понимать так, что мы против самой идеи собирания чистых почтовых марок. Совсем нет! Но это коллекционирование не имеет ничего общего с филателией. Собиратели чистых марок не могут называться филателистами, ибо ФИЛАТЕЛИЯ -КОЛЛЕКНИОНИРОВАИИЕ И ИЗУЧЕНИЕ МАРОК И ДРУГИХ ЗНАКОВ ОПЛАТЫ ПОЧТОВОЙ KOPPЕСПОНДЕНЦИИ.

Такое определение даётся в Большой Советской Энциклопедии. Собирание же чистых марок — это коллекционирование произведений государственной графики малых форм, в отличие от графики промышленной (спичечные и другие этикетки), графики личной (экслибрисы), массовой художественной графики (открытки и пр.) На наш взгляд, главное в филателии собирание и изучение знаков почтовой оплаты, а не произведений графики.

С этой точки зрения, оказываются ненаучными каталоги почтовых марок, издаваемые Главной филателистической конторой. Они явно вступают в конфликт с историей. Если судить по каталогам ГФК, то знаки почтовой оплаты в Советском государстве в первые появились в 1921 г.

Составителям каталогов ГФК должны быть известны решения Советского правительства, касающиеся организации почты. Сошлёмся на основополагающий документ — декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о переоценке знаков почтовой оплаты в связи с повышением почтового тарифа. Совет Народных Комиссаров постановил: почтовые марки достоинством в 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 14, 15 и 20 копеек увеличить стоимостью при продаже и оплате корреспонденции в сто раз. Юбилейные царские марки с портретами царей изъять из обращения за ненадобностью. Подписали декрет: Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин), Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруеаич и Секретарь Л.Фотиева. 5 марта 1920 г.

Естественно, в годы гражданской войны и хозяйственной разрухи было не до выпуска новых марок и в стране курсировали марки, выпущенные еще в царское время. Марки выпуска 1900-1917 гг. переоценивались еще два раза. В 1921 году они продавались, независимо от нарицательной стоимости по 250 рублей за штуку, а в 1922 г. По 10 000 за 1 коп. или 1 руб. номинала. Для каждого из этих периодов марки были как бы другими; о времени их хождения свидетельствует почтовый штемпель, и все эти периоды обязательно должны быть представлены в коллекции. Только тогда она может считаться филателистической.

В каталогах ГФК не упоминаются и две оригинальные марки номиналом 35 и 70 коп., выпушенные в 1918 г. (рука с мечом, разрубающая цепь).

Время изготовления рисунка марки имеет большого значения. Важно одно: какие марки находились в обращении в первые годы Советской власти и выполняли функции знаков почтовой оплаты. О последнем свидетельствуют наложенные на марках почтовые штемпеля тех лет. Ведь признаются советскими денежными знаками кредитные билеты, заготовленные Временным правительством и выпущенные в обращение в 1919 г. декретом Советского правительства.

Еще раз подчеркиваем: для филателиста важен почтовый штемпель. Только он придает историческую достоверность собираемым почтовым маркам. Для собирателя же предметов малой графики штемпель – помеха: он портит внешний вид произведения.

Нам кажется, что методика каждого из двух вариантов собирательства должна быть разной. Если это признать, то наша филателия станет на правильный путь и коллекции марок будут действительно отображать историю почты Советского Союза и других стран мира.

В.Богданов

Или те – или другие.

Что собирать — гашёные или чистые марки? Опыт подсказывает, что оба вида коллекционирования имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Коллекция, составленная из чистых марок, нарядна и внешне производит более выгодное впечатление, нежели коллекция из гашёных марок. Внешний вид особенно важен для тематических коллекций, которые поэтому обычно комплектуются из чистых марок. Исключение делается только для марок, гашенных специальными штемпелями, почти не затрагивающими рисунка.

Чистые марки как коллекционный материал имеют и довольно существенные отрицательные стороны. Прежде всего, их стоимость, как правило, значительно выше стоимости гашеных. Большим злом является клей, нанесённый на обратную сторону марки. Клей представляет собой питательную среду для микроорганизма—особого грибка. Пораженная им марка с течением времени покрывается бурыми и коричневатыми пятнами.

При повышенной влажности или сырости в квартире чистые марки склеиваются между собой, приклеиваются к листу альбома или кляссера. Можно удалить клей, но это делает марки неполноценными. И всё же коллекционеры, проживающие в тропических странах, вынуждены, прежде чем положить чистую марку в коллекцию, смыть с неё клей.

Чистые марки портятся и при слишком сухом воздухе, например, при хранении вблизи отопительных приборов. В этом случае клей пересыхает и марка начинает коробиться, деформируется, сворачивается в трубочку. Нередко клей растрескивается, а вместе с клеем растрескивается и бумага. Такой дефект возникает, в частности, на старинных классических марках (изданных в прошлом столетии), снабжённых толстым слоем костяного клея.

Наконец, независимо от влажности или сухости воздуха, со временем клей стареет и химически перерождается, что влечёт за собой изменение цвета бумаги и оттенков краски на марках.

Таким образом, хранить чистые марки не просто. Прежде всего нужно всегда помнить о требованиях в отношении температуры и степени влажности воздуха в комнате. Далее. Обычный филателистический альбом для чистых марок не пригоден. Прикреплять их при помощи наклеек не рекомендуется — нарушается целость клеевой стороны. Следовательно, надо приобретать дорогостоящие кляссеры или специальные «кармашки» — клеммташи; последние, кстати сказать, отечественная промышленность пока не выпускает.

Теперь о гашёных марках. Они привлекают коллекционеров своей дешевизной и простотой хранения. Зато их портит след почтового штемпеля. Впрочем, в последнее время при помощи торгующих организаций этот недостаток фактически сведён на нет: почти все почтовые марки, продаваемые в магазинах, гасятся неэксплуатационными штемпелями, часто без ясных указаний даты и места гашения. Боязнь «испортить» марку привела к тому, что само гашение стало приобретать чисто символический характер. Считается вполне достаточным, если один из её уголков слегка испачкан краской. К тому же подавляющее большинство «гашенных» таким способом марок имеет нетронутый клеевой слой на обратной стороне.

Гашение не эксплуатационным штемпелем почему-то называется «филателистическим». Это явное недоразумение. Для коллекционера гашёных марок самым ценным является как раз чёткий, разборчивый оттиск штемпеля, с ясно различимыми датой и местом гашения. Такие марки служат великолепным материалом для увлекательных научно-исследовательских работ по истории почты и знаков почтовой оплаты, для некоторых исторических изысканий, для составления специальных коллекций, например, на тему «Марки России с финскими штемпелями гашения». Именно гашением доказывается подлинность марок и факт нахождения их в обращении. Для целей исследования бывают важны форма и размер штемпеля, условные знаки, буквы и цифры на нём, цвет краски и т. д.

Опыт подсказывает, что существо спорного вопроса не в том, какие марки собирать — чистые или гашёные. Правильнее было бы спросить, какие цели ставит перед собой коллекционер. Если собиратель видит в марке лишь художественную миниатюру, плакат, короче говоря — произведение искусства, ему, разумеется, следует собирать чистые марки. Даже незначительный, след штемпеля портит внешний вид марки. Другое дело, когда коллекционер рассматривает её прежде всего, как знак почтовой оплаты. В этом случае марка не отделима от почты и своего служебного назначения. Такому коллекционеру, естественно, следует собирать гашёные марки.

В заключение необходимо упомянуть, что на международные выставки под патронатом ФИП допускаются коллекции, составленные либо из чистых, либо из гашёных марок. Смешение тех и других в одной коллекции не разрешается.

А.Фелтманис

И те – и другие.

В настоящее время широкое распространение получило тематическое коллекционирование. Многочисленные советские и зарубежные филателисты с большой любовью собирают почтовые марки с изображением В.И.Ленина, на темы: «Космос», «Дружба народов», «Искусство». «Писатели и поэты», «Спорт», «История почты», «Флора и фауна» и другие. Появились и такие коллекционеры, которые собирают просто красивые почтовые марки, не связанные какой-нибудь темой. И всё же даже они являются филателистами, поскольку филателия — это коллекционирование почтовых марок.

Независимо от принципа собирательства (хронологический, тематический или какой-либо иной) коллекционер может быть приверженцем как гашёных, так и негашёных (чистых) марок. Иногда коллекции комплектуются только из гашёных или только из чистых марок, иногда параллельно собираются две коллекции — одна из гашёных, другая из чистых марок, а у многих филателистов вообще коллекции смешанного типа.

На начальном этапе развития филателии, когда перед коллекционерами вставали вопросы: почтовая ли эта марка, подлинная ли она, — предпочтение отдавалось гашёным маркам с ясным оттиском штемпеля. С развитием полиграфической техники и повышением художественного уровня марок, с увеличением их тиражей вопросы подлинности отошли на второй план. Их место заняли вопросы-эстетического порядка — стремление иметь марку в хорошем состоянии, рисунок которой не испорчен штемпелем. По этим причинам филателисты стали отдавать предпочтение чистым маркам.

Наиболее разумным, по-видимому, надо считать смешанное коллекционирование, при котором гашёные марки по мере возможности заменяются чистыми. Впрочем, гашёные и негашёные почтовые марки не исключают друг друга, а решение вопроса о собирании тех или иных полностью зависит от вкуса и возможностей коллекционера.

И.Крассов

Журнал «Совеский коллекционер», 1963 год, № 1, страницы 86 - 89

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018