Четверг 18 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

Бант Пушкина

К столетию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, в 1937 году была выпущена памятная серия из шести марок: три — с портретом поэта и три — с изображением памятника Пушкину в Москве работы скульптора А.Опекушина. Здесь не случайно опущена фамилия автора пушкинского портрета, так как собственно отсюда и берет начало эта история...

В каталоге советских марок, изданном в 1955 году, этот портрет приписан художнику В.Тропинину. Ошибочность подобной ссылки тотчас же бросилась в глаза коллекционерам. Рисунок марки не имел решительно ничего общего с известным живописным портретом поэта, созданным В.Тропининым в 1826 году. Поэтому в последнем издании каталога (1958 г.) ссылка на автора портрета была изменена, теперь им называли О.Кипренского. И действительно, внешне рисунок марки и «Портрет А.С.Пушкина» работы О.Кипренского (1827 год) весьма схожи.

Вроде бы можно было согласиться с каталогом, если бы не галстук, повязанный вокруг шеи Пушкина.

У «Портрета» Кипренского галстук повязан свободно, его концы ниспадают на грудь поэта. У Пушкина на марке тот же галстук завязан красивым бантом. Ни в коем случае нельзя было предположить, что художник, рисовавший марку, мог произвольно изменить детали портрета Кипренского. И само собою напрашивалось единственное объяснение: на марке изображен иной — не Тропинина и не Кипренского — портрет Пушкина. Но какой? Чей? И вот что удалось узнать...

В Ленинграде на набережной Мойки, 12, находится последняя квартира поэта, ныне — филиал Всесоюзного музея А.С.Пушкина. В одной из комнат, у окна, в скромной прямоугольной рамке можно увидеть портрет. Велика его историческая ценность. И неудивительно — ведь это последний прижизненный портрет поэта.

Он был рисован, а потом гравирован на стали популярным в то время английским гравером и акварелистом Томасом Райтом. Почти два года Райт работал над портретом Пушкина. Несмотря на отдаленное влияние Кипренского (Райт выбрал для своего портрета тот же поворот головы Пушкина), автогравюра Райта — вполне самостоятельное произведение. По мнению современников, гравюра получилась весьма удачной, в райтовском портрете отмечалось ими «полнейшее сходство». Гравюру Райта хорошо знал И.Е.Репин, сказавший однажды о ней: «Обратите внимание..., что в наружности Пушкина отметил англичанин! Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум...».

Не раз впоследствии выпускались марки, посвященные А.С.Пушкину. Но никогда более не был повторен на них тот портрет, историю которого помогла узнать почтовая марка.


Журнал «Филателия СССР» 1966 год № 01, стр. 21

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018