Вторник 19 ноября 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

Корифеи венецианского Возрождения

В искусстве Италии XV века живописи принадлежит особенно важное место. Ни в одной области культуры не проявился с такой силой творческий потенциал эпохи Возрождения, как здесь. Одной из наиболее знаменитых школ живописи в Италии считалась по праву венецианская. Окруженная морем и отдаленная от Италии, Венецианская республика долго жила византийским искусством и некоторое время была чужда возрождению, которое оживило почти всю страну. В это время венецианскую школу характеризует переплетение византийских и готических художественных традиций с плоскостностью изображений и некоторой условностью восприятия окружающего мира. Лишь в середине XV века здесь проявляются ренессансные тенденции, усиленные флорентийским влиянием, проникающим через Падую. Традиционные религиозные сюжеты становятся поводом для рассказа о красочной повседневной жизни. В последней трети XV века венецианская школа достигает наибольшего расцвета. Джованнн Беллини заслуженно считается главой венецианской живописи школы раннего Возрождения. Он во многом предопределил пути развития живописи высокого Возрождения а его искусство, полное простоты, серьезности и благородства, представляет одну из вершин итальянского кватроченто.
Джованни Беллини, или Джанбеллино, как его иногда называли, родился около 1430 года в Венеции. Именно с этим городом связаны его жизнь и творчество. Видимо, начальные уроки мастерства ему преподавал отец, Якопо Беллини, стоявший у истоков создания венецианской школы.
С именем старшего брата Джанбеллино, Джентиле, связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Сестра Джанбеллино стала женой выдающегося художника позднего кватроченто Андрее Мантеньи, сыгравшего значительную роль в формировании творческого облика молодого Джованни. Драматически острые, холодные по цвету ранние картины Беллини («Моление о чаше», ок. 1459 г. - Лондон. Национальная галерея; «Оплакивание Христа», ок. 1470 г.- Милан. Пинакотека Брера) близки работам гениального падуонца) по характеру живописного языка и скульптурной отчеканенности формы.
Важную роль в окончательном формировании творчества Джанбеллино, его даровании колориста сыграло знакомство с работами Пьеро делла Франческо и Антонелло да Мессина. Благодаря их произведениям Беллини открывает земную, полнокровную красоту и находит новые принципы ее воплощения. Он отказывается от скульптурности и чеканности формы, цвет в его произведениях приобретает глубину и насыщенность. В произведениях этого периода («Преображение», 1480-1486 гг.- Неаполь. Галерея Каподимонте; «Озерная мадонна», 1490-е гг.- Флоренция. Галерея Уффици; «Пиршество богов», 1614 г. - Вашингтон. Национальная галерея) чистота и светоносность основных тонов сочетаются с разработкой полутонов и оттенков. Все это придает красочной гамме природную естественность и создает ощущение воздушной среды.
Живопись Беллини лирична. Его многочисленным «мадоннам» («Греческая мадонна», ок. 1460—1464 гг.- Милан. Галерея Брера; «Мадонна с деревцами», 1487 г.- Венеция. Галерея Академии) присущи ясная, спокойная торжественность, интимная созерцательность.
В многогранном творчестве Джанбеллино видное место принадлежит портрету, где проявился свойственный ему художественный дар проникновения во внутренний мир человека и умение показать всю значительность его нравственного облика.
Картины Беллини являют органический переход от раннего Возрождения к высокому.
Джованни Беллини умер в ноябре 1616 года.
Произведения Джованни Беллини, репродуцированные на марках и блоках
1 «Распятие». Дерево, темпера. 54,5х30. Ок. 1455 г. Венеция. Музей Коррер Габон, 1975, № 160а
2 «Преображение». Дерево, темпера. 134х68. 1455 г. Венеция. Музей Коррер Монголия, 1972, № 621
3 «Пъета». Дерево, темпера. 48х38. 1460 г. Милан. Музей Польди-Пеццоли Гренада, 1975, № 602
4 Христос благославляющий». Дерево, темпера. 58х44. Ок. 1460 г. Париж. Лувр Верхняя Вольта, 1967, № 44а.
5 «Поднесение чаши». Дерево, темпера. 47х34. 1460 г. Лондон. Национальная галерея Гренада, 1975, № 597
Гренада. Гренадины, 1976, бл. № 20
6 «Оплакивание Христа» (Пьетта). Дерево, темпера. 86х107. 1460 г. Милан. Пинакотека Брера Гренада, 1975, № 600 деталь)
7 «Мадонна с младенцем» («Греческая мадонна»). Дерево, темпера. 82х62. 1460 — 1464 гг. Милан. Галерея Брера Того, 1975, № 266а, бл. 89
8 «Мадонна с младенцем» («Мадонна Фриззони»). Дерево, темпера. 52х42. 1460—1464 гг. Венеция. Музей Коррер Чад, 1972, № 134а
9 Принесение во храм». Дерево, темпера. 80х105. Ок. 1460—1464 гг. Венеция Монголия, 1972, № 623
10 «Христос, поддерживаемый двумя ангелами». Центральная часть полиптиха. Дерево, темпера. 72х67. Ок. 1464— 1468. Венеция. Церковь Санта-Джованни Паоло Того, 1976, № 838
11 «Оплакивание Христа». Дерево, масло. 106х84. 1471 - 1474 гг. Ватикан. Пинакотека. Часть алтаря Пезаро, расположенного в городском музее города Пезаро Гренада, 1975, № 601
12 «Поклонение младенцу». Дерево, темпера. 82х62. Ок. 1475 г. Лондон. Национальная галерея Самоа, 1971, № 288, 289
13 «Мадонна с младенцем». Дерево, масло. 78х60. 1476 — 1480 гг. Венеция. Галерея Академии Гренада. Гренадины, 1975, бл. № 15
Монголия, 1972, № 622
14 «Мадонна на троне со святыми и музицирующими ангелами». Деталь алтаря церкви Сан-Джоббе. Дерево, масло. 471х285. 1487 г. Гренада, 1975, бл. 47
15 «Мадонна с младенцем» («Мадонна с деревцами»). Дерево, масло 74х58. Ок. 1487 г. Венеция. Галерея Академии Антигуа, 1974, № 348
Бурунди, 1976, № 694, 697
16 «Мадонна с младенцем» («Мадонна с гранатом»). Дерево, масло. 91х65. Между I486 и 1490 гг. Лондон. Национальная галерея Британский Гондурас, № 237, 238
Гренада, 1970, № 370, 375, бл. № 10
Сент-Винсент, 1970, № 290, 292
17 «Благоразумие». Панно для декорации мебели. Дерево, масло. 27х19. Ок. 1490 г. Венеция. Галерея Академии Аджман, 1972
18 «Мадонна с младенцем, четырьмя святыми и донатором» («Святая беседа»). Дерево, масло. 72х122. Ок. 1490— 1500 гг. Париж. Лувр Камерун, 1977, № 276а
Новые Гебриды, 1970, № 300
Конго, 1984, № 330
19 «Крещение». Холст, масло. 400х263. 1600-1602 гг. Веченца. Церковь Сайта-Корона Манама, 1972
20 «Мадонна с младенцем между Иоанном Крестителем и святой». Дерево, масло. 64х76. Между 1500 и 1604 гг. Венеция. Галерея Академии Монголия, 1972, № 620
Кука о-ва, 1971, № 287
21 «Мадонна с младенцем» («Мадонна на лугу»). Дерево, масло. 67X86. Ок. 1505 г. Лондон. Национальная галерея Барбуда, 1970, № 85
22 «Оплакивание Христа» («Пьета»). Дерево, масло. 66х87. 1606 г. Венеция. Галерея Академии Гренада, 1975, № 698
Манама, 1972
Нигер, 1973, № 212
23 «Мадонна с младенцем». Дерево, масло. 60х41. 1610 г. Рим. Галерея Воргезе Бурунди, 1973, № 677, 680, бл. 71, 73
Ирландия, 1974, № 313, 314
Л. АЛЕКСЕЕВ

Журнал «Филателия» 1992 год № 12, стр. 53-54

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018