1490-1491 год
Итальянская школа.
Холст, масло. Переведена с дерева
Размеры: 42 на 33 сантиметра
Государственная Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: Первоначально картина пригадлежала герцогам Висконти. Затем она перешла в собственность семьи Литта, у которой и была
приобретена русским царем Александром II в 1865 году. В Эрмитаже она была переведена с дерева на холст. В последнее время специалисты склоняются
к тому, что данную работу Леонардо завершал Больтраффио, один из его миланских учеников.
Так называемую Мадонну Литта историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование
собственноручного рисунка Леонардо, несомненно, связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Мадонна Литта определенно содержит в
себе ломбардские черты: внимание к реалистической передаче драпировок, общий интимный тон трактовки образов. Изображение основывается
на традиционном мотиве «Млекопитателъница».
В отличие от более ранней «Мадонны Бенуа» в этом произведении перед зрителем – задумчивая и серьезная молодая женщина. У нее излюбленный
художником тип красоты: высокий, чистый, почти безбровый по моде того времени лоб, чуть удлиненный нос, рот с приподнятыми леонардовской
улыбкой уголками губ и рыжеватые волосы. Это образ идеально прекрасной женщины. Как всегда у Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства
спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Они скрываются лишь в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не
то таинственной скользящей полуулыбке. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен.
На мадонне костюм флорентийской дамы. Платье с широким вырезом, плащ на цветной подкладке, сложно скрученный прозрачный шарф,
прикрывающий прическу. От церковной традиционности в этом костюме сохранились только цвета: еще в ранних византийских иконах мадонна изображалась
в пурпурной тунике, синем плаще-мафории. Голова ее обязательно была прикрыта. Леонардо не нарушает этих традиций, но обращается с ними
с удивительной свободой и непосредственностью. Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены.
Это делает фигуру особенно рельефной. Освещение идет не сзади, из окон, как было бы логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела
и лица.
Краткую биографию Леонардо да Винчи смотри в разделе Художники
|