Вторник 25 июня 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Зарубежная живопись в музеях СССР» — выпуск от 23 декабря 1970 года

Леонардо да Винчи (1452 — 1519). «Мадонна Литта» (1478 – 1490)

Леонардо да Винчи - Мадонна Литта

Оформление серии Г.Комлев, А.Рязанцев
Цвет многоцветная
Зубцовка Беззубцовая
Размер 72 × 101 мм
Тираж 750 000
Способ печати Офсет с горячим тиснением
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 50 копеек
Каталоги:
ЦФА
3963
Ст.коллекция
Бл070
Michel
bl67
Scott
SU3809
Yvert
Серия: состоит из 6 марок и блока
1490-1491 год
Итальянская школа.
Холст, масло. Переведена с дерева
Размеры: 42 на 33 сантиметра
Государственная Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Происхождение: Первоначально картина пригадлежала герцогам Висконти. Затем она перешла в собственность семьи Литта, у которой и была приобретена русским царем Александром II в 1865 году. В Эрмитаже она была переведена с дерева на холст. В последнее время специалисты склоняются к тому, что данную работу Леонардо завершал Больтраффио, один из его миланских учеников.

Так называемую Мадонну Литта историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно, связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Мадонна Литта определенно содержит в себе ломбардские черты: внимание к реалистической передаче драпировок, общий интимный тон трактовки образов. Изображение основывается на традиционном мотиве «Млекопитателъница».

В отличие от более ранней «Мадонны Бенуа» в этом произведении перед зрителем – задумчивая и серьезная молодая женщина. У нее излюбленный художником тип красоты: высокий, чистый, почти безбровый по моде того времени лоб, чуть удлиненный нос, рот с приподнятыми леонардовской улыбкой уголками губ и рыжеватые волосы. Это образ идеально прекрасной женщины. Как всегда у Леонардо, он не бесстрастен, но все чувства спрятаны так глубоко, что не мешают ясной гармоничности образа. Они скрываются лишь в затаенной грусти выражения лица и в не то горькой, не то таинственной скользящей полуулыбке. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен.

На мадонне костюм флорентийской дамы. Платье с широким вырезом, плащ на цветной подкладке, сложно скрученный прозрачный шарф, прикрывающий прическу. От церковной традиционности в этом костюме сохранились только цвета: еще в ранних византийских иконах мадонна изображалась в пурпурной тунике, синем плаще-мафории. Голова ее обязательно была прикрыта. Леонардо не нарушает этих традиций, но обращается с ними с удивительной свободой и непосредственностью. Мадонна изображена таки образом, что вся ее фигура четко вырисовывается на темном фоне стены. Это делает фигуру особенно рельефной. Освещение идет не сзади, из окон, как было бы логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела и лица.

Краткую биографию Леонардо да Винчи смотри в разделе Художники
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018