Воскресенье 17 февраля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«370 лет со дня рождения Рембранта» — выпуск от 25 ноября 1976 года

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). «Даная» (1636-1647 годы)

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). «Даная» (1636-1647 годы)

Оформление серии Г.Комлев, А.Рязанцев
Цвет многоцветная
Зубцовка 12½ × 12 гребенчатая
Размер 37 × 52 мм
Тираж 6 100 000
Способ печати офсет
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 6 копеек
Каталоги:
ЦФА
4656
Ст.коллекция
4602
Michel
SU4552
Scott
SU4512
Yvert
SU4320
Серия: состоит из 5 марок и блока
1636—1647 годы
Голландская школа.
Жанровый портрет
Дерево, масло
Размеры: 185 × 203 сантиметра
Государственная Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Происхождение: После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. После его смерти (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта

Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. И хоть на картине имеется авторская датировка — 1636 год, специалистам и знатокам наследия великого мастера она всегда казалась более поздней работой. Для раннего периода его творчества ещё не характерны образы такой силы и глубины проработки. Тёплая золотистая тональность красок так же появляется на полотнах художника лишь начиная с 40-х годов, когда мастер стал добавлять в краску толченый янтарь в одной лишь ему известной пропорции. В 1966 году картину исследовали с помощью рентгеновских лучей в лаборатории Эрмитажа, и все эти сомнения разрешились. Произведение действительно было исполнено в 30-е годы, но десять лет спустя подверглось глубокой авторской переделке.

В древнегреческой мифологии Даная — дочь аргосского паря Акрисия (Аргос — город в Древней Прении на полуострове Пелопоннес), который, получив предсказание, что погибнет от руки внука, запер её в медный дворец на самый последний этаж. Но бог Зевс, влюблённый в Данаю, превратился в золотой дождь и проник в её покои.

Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который льётся из глубины, играет на атласе и парче ложа, ласково омывает тело зачарованной, еще полусонной Данаи. Её фигура также была переписана. Как показали исследования, вначале Рембрандт изобразил в облике Данаи обильно украшенную драгоценностями и прикрытую белым покрывалом первую жену художника Саскию. В окончательном варианте внешность героини изменилась, на ней поубавилось украшений, исчезло покрывало выражение лица стало более поэтичным и естественным, а жест протянутой руки — особенно плавным. По мнению исследователей новый вариант Данаи Рембрант писал со своей второй жены Гертье.

Известно, что мастер создал «Данаю» по заказу, но так дорожил этим полотном, что впоследствии выкупил его у наследников заказчика.

Прославленный шедевр сменил несколько владельцев, а в 1772 году был приобретён в Париже для российской императрицы Екатерины II и занял свое почётное место в коллекции Эрмитажа.

В 1985 году картина пострадала от нападения маньяка, который разрезал полотно в двух местах ножом и облил его серной кислотой. Почти сорок процентов поверхности полотна превратились в бурую массу. Реставраторы сделали всё возможное, чтобы возвратить «Данаю» зрителям. С октября 1997 году она вновь выставлена в одном из залов Государственного Эрмитажа

Краткую биографию Рембранта Харменса ван Рейна смотри в разделе Художники

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018