Вторник 23 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«25 лет со дня смерти художника В.М.Васнецова (1848 - 1926)» выпуск от 15 октября 1951 года

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926). «Богатыри» (1898)


Оформление серии И.Дубасов
Цвет многоцветная
Зубцовка 12½ линейная
Размер 52 × 37.5 мм
Тираж 1 500 000
Способ печати цветная автотипия в сочетании с типографией (рамка)
Бумага мелованная
Номинал 1 рубль
Каталоги:
ЦФА 1650
Ст.коллекция 1653
Michel 1598
Scott 1595
Yvert 1581
Серия: состоит из 2 марок:
1898 год
Русская школа.
Холст, масло
Размеры: 295.3 на 446 сантиметров
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа.

«Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...», - вспоминал художник. Без малого три десятилетия пролегли между первым карандашным наброском (1871 год), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном «Богатыри» (1898), венчающим героический цикл работ живописца.

В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П.М.Третьяковым. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича. Картина заняла свое постоянное почетное место в Третьяковской галерее.

«Васнецов дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом», - отмечал критик В.Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.

Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.

В центре композиции - Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».

Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культуру, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Краткую биографию Виктора Михайловича Васнецова смотри в разделе Художники

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018