Вторник 23 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Русская живопись XVIII - начало XIX века» — выпуск от выпуск от 07 июня 1972 года

Михаил Шибанов (вторая половина XVIII века - 1789). «Крестьянский обед» (1774 год)

Михаил Шибанов - Крестьянский портрет

Оформление серии Н.Черкасов
Цвет многоцветная
Зубцовка 12 х 12½ гребенчатая
Размер 37 × 52 мм
Тираж 5 500 000
Способ печати офсет
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 16 копеек
Каталоги:
ЦФА
4133
Ст.коллекция
4066
Michel
SU4116
Scott
Yvert
SU3850
Серия: состоит из 7 марок
1774 год
Русская школа.
Холст, масло
Размеры: 120 на 103 сантиметра
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова (вторая половина XVIII века - 1789) чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Только известно, что художник работал по частным заказам в Петербурге и Москве. Там видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается «живописцем его светлости». Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны так же и три картины М. Шибанова второй половины XVIII века. Это «Крестьянский обед» (1774), «Празднество свадебного договора» (1777) и «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» (1787).
Последнее свидетельство о жизни М.Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях императорской администрации история молчит — быть может, и назначили, а может быть и нет.
Во времена жизни Шибанова ученикам Академии художеств запрещалось даже смотреть на крестьян, чтобы они «не испортили изящного вкуса». Поэтому если кто из них и брался за создание произведения из сельской жизни, то это больше напоминало сцену из спектакля с участием загримированных актеров. А картина Шибанова, ни разу не посещавшего лекции знаменитых мастеров кисти, разительно отличалась от таких академических полотен. Конечно, она не лишена нарочитой праздничности и некоторой приукрашенности. Но позировали для неё не актёры, а настоящие крестьяне (на обороте художник специально написал: «Сия картина представляет суздальской провинции крестьян»). И сцена здесь изображена самая будничная: семья собралась за обедом. Нарядные костюмы героев — дань времени, ведь повседневная крестьянская одежда могла оскорбить «тонкий вкус» зрителей-аристократов.
«Крестьянский обед» Шибанова, написанный в самый разгар пугачевского восстания, правдиво и любовно передает сцену крестьянского быта, лица крестьян и народные костюмы. Крестьяне изображены здесь как люди нравственной силы и под игом крепостничества сохранившие ясный ум, сердечную доброту, душевную и физическую красоту. Пленяет фигура молодой матери, ее исполненное нежности лицо. Большая внутренняя теплота согревает всю картину. Шибанов отражал лишь торжественные, праздничные стороны быта крестьян, однако он был первым, кто поднял крестьянскую тему в живописи и создал произведения большой впечатляющей силы.
Библиография:
  • Г.В.Жидков «М.Шибанов: Художник второй половины XVIII века» / Под общ. ред. М.В.Алпатова. — М.: Искусство, 1954
  • Краткую биографию Шибанова Михаила смотри в разделе «Художники»
    Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
    Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018