Суббота 16 февраля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«150 лет со дня рождения М.П.Мусорского (1839 — 1881)» — выпуск от 15 февраля 1989 года

Репин Илья Ефимович (1844—1930). «Портрет композитора М.П.Мусоргского» (1881)


Оформление серии Р.Стрельников
Цвет лилово-коричневая, серо-фиолетовая
Зубцовка 12½ × 12 гребенчатая
Размер 42 × 30 мм
Тираж 2 000 000
Способ печати офсет
Бумага обыкновенная
Номинал 10 копеек
Каталоги:
ЦФА 6047
Ст.коллекция 5980
Michel 6162
Scott 5928
Серия: состоит из 1 марки:
1881 год
Русская школа.
Холст, масло
Размеры: 69 на 57 сантиметров
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. В письме П.М.Третьякову в марте 1881 года Стасов справедливо назвал его «одним из величайших созданий всего русского искусства».

В этом портрете с особой ясностью проявляется качество Репина-портретиста: исключительная жизненная правдивость, объективность и непосредственность изображения портретируемых. Неоднократно отмечалось, что, глядя на лучшие репинские картины и на портрет Мусоргского в особенности, чувствуешь, что между художником и портретируемым не было никакой преграды, никакой предвзятости.

Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин создает образ большой жизненности и впечатляемости. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически» но и в таком больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе задумчивым выражением. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность. Если в сочетании внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке портрета выявляется высокое понимание художником человека. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Недаром Репину так удавались портреты творческих людей. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Крамской был поражен: «Тут у него какие-то приемы неслыханные, отроду никем неопробованные».

Портрет был действительно новаторским и по решению портретной задачи, и по характеру живописи. Законченный, целостный, глубоко содержательный, образ сохранял свежесть и остроту первого впечатления. Портретная характеристика не развертывается постепенно перед зрителем, а дана как бы сразу; она метко схвачена художником и остро выявлена в своих характернейших чертах.

Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. В этом отношении он родствен картине «Не ждали», к которой близок и по своему светлому, легкому и прозрачному колориту. С большой тонкостью сочетаются оливково-зеленый цвет халата с малиновыми отворотами, желтовато-розовый цвет лица, рыжеватые волосы и почти белый, слегка голубоватый фон. Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Новаторством был светлый фон, на котором фигура и лицо портретируемого смотрятся как более темное пятно. Это придавало особое значение силуэту в характеристике модели и в композиционном строении портрета.

Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В.В.Стасова (так называемый «дрезденский»), портрет В.И.Икскуль (1889), и других, вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 90-х годов для известной картины. Это те новые примеры портретной характеристики, тот новый стиль портретной живописи, который получит развитие в творчестве репинского ученика В.А.Серова.

Краткую биографию Ильи Ефимовича Репина смотри в разделе Художники

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018