Вторник 23 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Русская живопись XVIII - начало XIX века» — выпуск от выпуск от 07 июня 1972 года

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 — 1822). «Портрет просветителя Н.И.Новикова» (до 1792 года)

Дмитрий Григорьевич Левицкий - Портрет просветителя Н.И.Новикова

Оформление серии Н.Черкасов
Цвет многоцветная
Зубцовка 12 х 12½ гребенчатая
Размер 52 × 37 мм
Тираж 6 600 000
Способ печати офсет
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 10 копеек
Каталоги:
ЦФА
4131
Ст.коллекция
4064
Michel
SU4014
Scott
Yvert
SU3848
Серия: состоит из 7 марок
до 1792 года
Русская школа.
Холст, масло
Размеры: 59.7 на 47.6 сантиметров
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Ко второй половине 1790-х годов относится портрет Н.И.Новикова, одного из деятельных вождей русского Просвещения, о котором А.С.Пушкин сказал, что он «подвинул на полвека образованность нашего народа».
Выходец из небогатой дворянской семьи, Николай Иванович Новиков (1744, село Тихвинское-Авдотьино под Москвой — 1818, там же) обучился грамоте у деревенского дьячка и сурово воспитывался отцом, мечтавшим о военной карьере для сына. В 1755—1760 годах Новиков учился в гимназии при только что открытом в Москве университете. С 1762 года он служил солдатом в Измайловском полку. Новиков участвовал в качестве секретаря в Уложенной комиссии по составлению нового проекта обустройства России. В 1769 году, разочаровавшись в реформаторской политике Екатерины II, он вышел в отставку и стал издавать в Санкт-Петербурге сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек» и другие. На страницах своих изданий Новиков полемизировал с Екатериной II, подвергал осмеянию преклонение перед иностранщиной, бичевал пороки современного общества, критиковал злоупотребления крепостничества.
В 1775 году Новиков вступил в масонскую ложу «Астрея», что связано с усилением у него мистических настроений. В журналах «Утренний свет», «Покоящийся трудолюбец» и «Магазин натуральной истории, физики и химии» большое место заняло обсуждение масонских, философских и эстетических проблем.
В 1779 году куратор Московского университета масон М.М.Херасков предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и начать руководить изданием «Московских Ведомостей». Новиков принял предложение и переехал в Москву. Здесь начался наиболее плодотворный период его деятельности. В Москве он вошел в кружок деятельных масонов (И.В.Лопухин, С.И.Гамалей, И.Е.Шварц, И.В.Тургенев, княгиня В.А.Трубецкая, несколько профессоров университета). В этой среде теоретическая мысль Новикова окончательно приобрела масонский окрас. Он развернул кипучую просветительную работу: издал свыше 900 книг по разным отраслям знаний, открыл несколько библиотек и школ в Москве, а также книжные магазины в шестнадцати городах Империи.
После восстания Е.И.Пугачева и французской революции политическая атмосфера в стране сильно изменилась. Издательские и общественные начинания Новикова, сумевшего собрать вокруг себя многих единомышленников, вызвали резко отрицательное отношение Екатерины II, которая считала просветителя «умным и опасным человеком». Однако главное крылось, быть может, в другом — в связях (через масонские круги) Новикова с наследником престола Павлом Петровичем. В 1792 году Новиков был арестован и без суда, по высочайшему повелению, приговорен к пятнадцати годам заключения в Шлиссельбургской крепости.
В 1796 году император Павел I в первый же день своего царствования освободил из тюрьмы близкого ему человека, масона-просветителя. Но вышел Новиков на свободу разоренным и больным. Он уже не смог вернуться к общественной деятельности, хотя еще много лет прожил в своем крохотном родовом имении Авдотьине, откуда почти не выезжал. Умер Н.И.Новиков 31 июля 1818 года.
Портрет относится к тому времени, когда Новиков был освобожден из тюрьмы. Просветитель изображен в момент беседы, когда его мысль воплощается в слово, обращенное к слушателю. Лицо выписано мягко сплавленными мазками. Композиция необычна для Левицкого: портретируемый изображен на фоне стенного проема, за которым открывается пейзажный вид. (Обычно в сгустившихся тучах видят намек на трагическую судьбу просветителя.) Срез фигуры не погрудный, а поясной, так как художнику было важно изобразить движение руки, подчеркивающее общий замысел полотна.
Портрет происходит из петербургского собрания Ф.И.Прянишникова. Многие ученые считают, что оригинал утрачен и сохранились только его копии. Составители полного третьяковского каталога ограничились по этому поводу обтекаемой фразой, что «проведенные исследования портрета позволяют считать его подлинной работой Д.Г.Левицкого» Однако Н.М.Гершензон-Чегодаева, крупнейший исследователь творчества Левицкого и автор фундаментальной, до сих пор непревзойденной монографии о художнике, отстаивала противоположную точку зрения: «Одной и самых сложных загадок творчества Д.Г.Левицкого является известный портрет Новикова поздних лет, сохранившийся в нескольких повторениях, — пишет исследователь. — Установление имени автора портрета крайне затрудняется тем, что ни один из имеющихся в наличии его экземпляров не может быть признан первоначальным оригиналом, созданным в ХVIII веке, и, в частности, не может быть сочтен подлинной работой Д.Г.Левицкого. Некоторые из них явно выглядят копиями, в достаточной мере слабыми по качеству (характерным примером может служить портрет, находящийся в экспозиции Исторического музея в Москве). Другие, и в первую очередь тот экземпляр, который висит в зале Д.Г.Левицкого в Третьяковской галерее, представляют собой художественные произведения высокого достоинства, но своим живописным строем не отвечают стилю работ Д.Г.Левицкого».
Тот факт, что все известные в настоящее время экземпляры портрета Н.И.Новикова, очевидно, являются повторениями какого-то несохранившегося оригинала, по существу, делает невозможным окончательное решение вопроса об его авторе. Приходится прийти к печальному выводу, что исчерпывающий ответ на этот вопрос никогда не будет найден (если только не всплывут архивные указания, прямо называющие имя художника).
Но все же следует разобраться в тех материалах и сведениях, которые связаны с историей возникновения и судьбой этого популярного изображения, фиксирующего черты одного из самых замечательных русских людей ХVIII века и ставшего главным источником об его облике.
Странным образом не существует ни одного внушающего доверия старого указания на то, что портрет Н.И.Новикова был создан Д.Г.Левицким. Очевидно, эта версия укоренилась с легкой руки Ф.И.Прянишникова, в собрании которого находился экземпляр портрета, впоследствии попавший в Румянцевский музей, а в настоящее время принадлежащий Третьяковской галерее.
Взвесив все «за» и «против», исследовательница пришла к выводу, что «рассмотрение живописных особенностей портрета Н.И.Новикова из Третьяковской галереи убеждает в том, что эта работа не была написана Д.Г.Левицким. Вместе с тем «все эти соображения заставляют высказать предположение, что в качестве наиболее вероятного автора несохранившегося оригинала портрета Н.И.Новикова следует признать Д.Г.Левицкого».
Портретист был близко знаком с Новиковым и, очевидно, разделял его взгляды. По сохранившимся письмам Новикова можно предполагать, что их связывала долгая дружба. Художник и публицист могли познакомиться в Петербурге в 1779 году, еще до переезда Новикова в Москву. Оба жили недалеко друг от друга на Васильевском острове. Гостеприимный дом Левицких был открыт для профессоров академии, и не исключено, что Новиков также бывал в нем и повлиял на масонские взгляды живописца. В 1797 году «по предпоручению Новикова» Александр Лабзин принял Левицкого в масонскую ложу.
Левицкому принадлежит несколько портретов масонов. Заказывать портреты друг друга было принято в масонском братстве. В 1790-е годы художник написал некоторых видных членов движения: А.Ф.Лабзина, Григория Долгорукого, а также Ф.П.Ключарева, у которого Новиков нашел приют в первое время после выхода на свободу. К этому периоду и относился портрет масона-просветителя работы Левицкого, который, вероятнее всего, до нас не дошел.
Библиография:
  • Н.М.Гершензон-Чегодаева, Д.Г.Левицкий, М., 1964;
  • С.О.Кузнецов, Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа. СПб., 1996.
  • Краткую биографию Левицкого Дмитрия Григорьевича смотри в разделе «Художники»
    Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
    Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018