Вторник 23 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«125 лет со дня рождения художиика Ф.А.Васильева (1850—1873)» — выпуск от 25 ноября 1975 года

Васильев Федор Александрович (1850—1873). «Мокрый луг» (1872 год)

Васильев Федор Александрович - Мокрый луг

Оформление серии Н.Черкасов, А.Рязанцев
Цвет многоцветная
Зубцовка гребенчатая 12 : 12½
Размер 52 × 37 мм
Тираж 6 100 000
Способ печати офсет с лакированием
Бумага мелованная
Номинал 16 копеек
Каталоги:
ЦФА 4526
Ст.коллекция 4474
Michel SU4424
Scott SU4390
Yvert SU4207
Серия: состоит из 6 марок и блока
1872 год
Русская школа.
Пейзаж.
Холст, масло
Размеры: 70 × 114 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ф.А.Васильев – один из самых талантливых русских пейзажистов. Его духовный наставник И.Н.Крамской сказал, что «ему было суждено ввести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает, – поэзии при натуральности исполнения».

«Мокрый луг» был написан за год до смерти художника. По состоянию здоровья художник вынужден был покинуть Санкт-Петербург и перехать в Ялту. Крым казался ему настолько чужим, что он стал работать, вдохновляясь воспоминаниями о недавнем прошлом, о природе Центральной России, по которой тосковал. Так родилась еще одна его выдающаяся картина - «Мокрый луг» (1872). Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и, более всего, исходящим от нее ощущением неясной томительности. Мастер избирает переходный момент в жизни природы, что вообще характерно для произведений Васильева. Только что прошел ливень. Еще клубятся в небе сизые тучи, а природа уже как будто встряхивается, приходит в себя после дождя. Чистыми, насыщенными красками засиял омытый дождем луг. Васильев не знал себе равных в остроте восприятия цвета. Эта чуткость к цветовой энергии ставит его на особое место в русской живописи конца 60 – 70-х годов XIX века. На дальнем плане картины – отголоски прошедшей бури, клубящиеся облака. На переднем плане художник пишет омытую дождем землю. Он любуется каждой травинкой, листком, каждым комком земли.

«Мокрый луг» получил вторую премию по ландшафту на конкурсе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. Васильев писал Крамскому, что на его работу «уже и покупатель есть в лице великого князя Николая Константиновича». Однако П.М.Третьяков, не желая упустить картину, приехал в Петербург еще до открытия конкурса и оставил картину за собой, перекупив ее у великого князя.

Библиография:
  • А.А.Фёдоров-Давыдов «Фёдор Александрович Васильев. 1850 - 1873». М.; Л., 1947
  • И.Ф.Смольников «Короткая заря. Повесть о Ф.Васильеве». Л., 1962
  • Н.Н.Новоуспенский «Фёдор Александрович Васильев». Альбом. М., 1991
  • Ф.С.Мальцева «Фёдор Александрович Васильев». 1850 - 1873. Жизнь и творчество. М., 1984
Краткую биографию Федора Александровича Васильева смотри в разделе Художники
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018