Среда 22 мая 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Советская живопись» — Выпуск от 22 авагуста 1973 года

Пименов Юрий Иванович (1903 - 1977). «Свадьба на завтрашней улице» (1962)

Пименов Юрий Иванович (1903 - 1977). «Свадьба на завтрашней улице» (1962)
Оформление серии И.Мартынов
Цвет многоцветная
Зубцовка 11¾ × 12¼, комбинированная
Размер 52 × 37 мм
Тираж 4 100 000
Способ печати офсет с лакированием
Бумага мелованная
Номинал 16 копееки
Каталоги:
 ЦФА 4264
 Ст.коллекция 4203
 Michel SU4150
 Scott SU4107
 Yvert SU3956
Серия: состоит из 6 марок и блока:
1962 год
Советская школа.
Холст, масло
Размеры: 86 на 80 сантиметров
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Свадьба на завтрашней улице» — бесценное свидетельство эпохи «оттепели». Так писали об этой картине в далекие шестидесятые годы прошлого века, когда была актуальна тема строительства «светлого будущего». Однако самому художнику было важно совсем другое.

Художнику были дороги будни большого города, с его вечно куда-то спешащей толпой, потоками машин. Его интересуют сюжеты настолько привычные, что мы просто не обращаем на них внимания, и лишь запечатленные на холсте, эти мгновения становятся по-настоящему значительными. Его город — не давящий огромный мегаполис, а любимая малая родина, в изображение которой, как в хорошее воспоминание, мы с радостью погружаемся.

Особое внимание он уделяет новым районам Москвы. С неподдельной нежностью художник наблюдает, как они рождаются и обживаются. «Я люблю эти новые кварталы больших городов; в их незаконченности, даже в неполадках живет молодая душа новизны».

Это настроение он постарался передать в картине «Свадьба на завтрашней улице». По дощатому настилу идет пара молодоженов — невеста в белоснежном платье и легких туфлях и жених в черном костюме с букетом в руках. За ними по ухабам движется процессия, состоящая из их друзей и близких. Вдали видны трубы завода, чуть ближе — подъемные краны, машины, возвышаются белые корпуса новых домов, кое-где видны люди — не то рабочие, не то жители этой будущей улицы. Все они как будто замерли, приветствуя новую семью, движущуюся на зрителя.

Композицию картины художник строит кинематографически — отыскивает сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изображает молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Используя перспективу, Пименов заостряет наше внимание одновременно на молодых (располагая на первом плане доски, сходящиеся у ног молодоженов), и на строящихся зданиях (при помощи перспективного сужения откосов котлована, по дну которого идет процессия).

Два ярких пятна доминируют в общем приглушенном колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. Собственно, и сам сюжет — это метафора начала новой жизни.

В картине нет конкретной привязки к месту действия. Художник пишет абстрактную свадьбу в абстрактном пространстве стройки. Именно поэтому детали не прописаны, а лишь намечены краской. Лица молодоженов чуть больше прорисованы, а лица участников процессии — слегка намечены легкими мазками.

Картина Пименова, с ее мелкими, полупрозрачными мазками, создающими эффект как бы вибрирующей живописной поверхности, с тонким аккуратным письмом, спокойной ровностью цвета, исполнена очень тщательно. Стилистически она почти не отличается от его работ конца 40-х — начала 50-х годов. Художник обладал неповторимой способностью найти и мгновенно запечатлеть мотив, перенести его на холст точно, без случайного бытовизма и мелочных подробностей.

Пименов писал время, заставляя зрителя обратить внимание на вещи, обычно незаметные. И эта точная фиксация эпохи не была ее унылым отражением, а становилась произведением искусства. Трепетное ощущение необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей нам новые открытия, — характерная особенность мира Юрия Пименова.

Если повнимательней присмотреться к этому полотну, то можно уловить некоторое внутреннее сходство «Свадьбы на завтрешней улице» с картиной Поленова «Московский дворик». И там и там художники не гонятся за внешними эффектами и броскими деталями – им важней благородная простота сюжета и они оба любят Москву. Но Москву не парадную и величавую, а Москву простую, с ее неброской, но хватающей за душу красотой.

Последняя редакция статьи от 06 марта 2019 года

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018