Четверг 18 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Государственная Третьяковская галерея» — выпуск от 18 апреля 1973 года

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852). «Итальянский полдень» (1831)

Оформление серии Н.Черкасов
Цвет многоцветная
Зубцовка 11¾ × 12¼, комбинированная
Размер 52 × 38 мм
Тираж 5 000 000
Способ печати офсет с лакированием
Бумага обыкновенная
Номинал 10 копеек
Каталоги:
 ЦФА 4232
 Ст.коллекция 4169
 Michel SU4115
 Scott SU4077
 Yvert SU3931
Серия: состоит из 7 марок:
1831 год
Русская школа.
Холст, масло
Размеры: 27 на 22 сантиметра
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от нее восхищенного взгляда.

Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажненных глаз и улыбкой на полураскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце ее округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоенной живительным соком гроздью винограда.

Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.

Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погруженное в полутень левое плечо итальянки. Введенный Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце ее щек, дан в приглушенном звучании.

«Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду» ,- писал Брюллов об этом произведении, подчеркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это однофигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.

Картина «Итальянское утро» написана в 1823 году, имела огромный успех и была подарена Обществом поощрения художников Александре Федоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило толчком к написанию Брюлловым картины «Итальянский полдень». «Полдень» был написан в 1827 году и стал причиной разрыва художника с ОПХ. Картина появилась на выставке в Петербурге и получила много нелестных отзывов. Критики посчитали, что модель не изящна и не соответствует «классическим идеалам» красоты. Однако время все расставило по своим местам и ныне «Полдень» заслуженно занимает свое место в ряду шедевров мировой живописи.

Обе работы, «Утру» и «Полдень», находились в Зимнем дворце, в личных покоях императрицы Александры Федоровны, что однако не мешало художникам и публике видеть их. В «Дневнике» художника Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с Венециановым посетил будуар императрицы, чтобы осмотреть эти работы.

Первый вариант картины хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.

Более поздняя, с небольшими переработками, уменьшенная версия «Итальянского полдня» была написана Брюлловым в 1831 году. Эта полотно хранится в Третьяковской галерее.

Краткую биографию Карла Павловича Брюллова смотри в разделе Художники

Последняя редакция статьи от 15 марта 2018 года

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018