Вторник 23 июля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«100-летие Товарищества передвижных художественных выставок. Русская живопись XIX века» — выпуск от 14 октября 1971 года

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897). «Проселок» (1873 год)

Саврасов Алексей Кондратьевич - Проселок

Оформление серии И.Мартынов, Н.Черкасов
Цвет многоцветная
Зубцовка 12½ : 12 гребенчатая
Размер 52 × 37 мм
Тираж 6 300 000
Способ печати офсет
Бумага мелованная с лаковым покрытием
Номинал 16 копеек
Каталоги:
ЦФА 4057
Ст.коллекция 3983
Michel SU3934
Scott SU3900
Yvert SU3770
Серия: состоит из 6 марок и блока
1873 год
Русская школа.
Пейзаж
Холст, масло
Размеры: 70 × 57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Этот, совершенно новаторский для русской живописи 1870-х годов, пейзаж рожден из импрессионистической тоски по «остановись, мгновенье» - в данном случае, это мгновенье между только что закончившимся обвальным ливнем и солнцем, которое вот-вот вспыхнет ярким светом на очистившемся от туч небе. Для картины характерна почти импрессионистическая техника, хотя, в сущности, она не смотрится неорганичной в ряду других работ художника. Известна эмоциональная формула самого Саврасова, донесенная до нас его учениками: «Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей не сажай, что ни придумывай, а если воздух не напишешь - значит, пейзаж-дрянь...» «Проселок» написан словно для того, чтобы проиллюстрировать этот тезис. Впрочем, сам автор - судя по ряду косвенных свидетельств - не был доволен своей работой. Более того, она ровно двадцать лет находилась «под спудом». Дело в том, что Саврасов подарил ее своему другу и соратнику по Товариществу передвижных художественных выставок, И.Прянишникову (1840-1894), и она хранилась в его закрытой коллекции. Показали «Проселок» широкой публике лишь в 1893 году.

Преобладание теплых тонов с множеством оттенков, переходящих друг в друга делает картину переливающейся, светящейся изнутри. Этот пронзительный свет превращает ее в настоящий гимн. Очертанья деревьев слегка размыты. Они, предчувствуя близкое солнце тянутся к небу (как и все, находящееся на земле) – так создается «содержательная вертикаль», вообще характерная для картин Саврасова. Общая тепловая тональность – в целях уравновешивания колористического решения – приглушена рефлексами зеленого. Изумрудная трава, омытая дождем, дышит свежестью. Так написанный топкий и грязный проселок превращается в некий эстетический эталон, поэтический образ, делая этот как будто «бросовый» сюжет несомненно художественным.

Краткую биографию Алексея Кондратьевича Саврасова смотри в разделе Художники

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018