Четверг 18 апреля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Государственная Третьяковская галерея» — выпуск от 29 декабря 1967 года

Яблонская Татьяна Ниловна (1917 – 2005). «Хлеб» (1949)

Оформление серии П.Смоляков, А.Шагин
Цвет многоцветная
Зубцовка 12 × 11¼, комбинированная
Размер 40 × 65 мм
Тираж 3 000 000
Способ печати автотипия
Бумага обыкновенная
Номинал 6 копеек
Каталоги:
 ЦФА 3588
 Ст.коллекция 3497
 Michel 3448
 Scott 3423
 Yvert 3324
Серия: состоит из 9 марок:
1949 год
Советская школа.
Холст, масло
Размеры: 201 на 370 сантиметров
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Развитие советского изобразительного искусства в 1940 - 1980 годы нельзя представить без яркой, самобытной, темпераментной живописи Татьяны Яблонской, народного художника СССР и Украинской ССР, действительного члена Академии художеств СССР, трижды лауреата Государственной премии СССР. Главной особенностью ее творчества был вечный поиск новых путей в искусстве, отражающий духовно-нравственные веяния в обществе, которые она всегда тонко воспринимала. Говорила: «Я никогда не была первой, но действительно умела чувствовать то, что намечалось в искусстве, куда все идет...». И она смело, решительно, круто меняла манеру письма, стилистику, цветовую палитру, образное понимание - словом, все то, что было достигнуто и что могло бы стать постоянным достижением в ее творчестве. Но она бесповоротно от этого отказывалась и устремлялась в поиск иных, казалось бы, безграничных, но далеко не бесспорных для того времени истин. В этом и заключался «феномен» Татьяны Яблонской. И хотя это создавало серьезные проблемы в жизни художницы, она упрямо шла своим путем и в конце концов оказывалась права.

Татьяна Ниловна Яблонская начала свою карьеру в 1949 году большим полотном «Хлеб», которое сделало ее знаменитой. Полная радости, молодого задора и трудового энтузиазма картина недавней выпускницы Киевского художественного института поразила всех великолепным профессиональным исполнением, умением строить сложные композиции, легко и свободно владеть кистью, что было под силу лишь опытным, признанным мастерам.

После «Хлеба» Татьяна Яблонская уже в ряду ведущих живописцев становится звездой почти каждой значительной всесоюзной выставки, и новые ее картины не обманывают ожидания общественности. И вдруг в 1969 году появляются ее «Безымянные высоты», которые многих повергли в недоумение. Как они не походили на «Хлеб»! И стилистикой, и цветовой гаммой, но главное - совершенно иным духовно-нравственным смыслом. Открытый, жизнерадостный, полный веры и надежды взгляд на окружающую действительность сменился трудными и далеко не однозначными размышлениями не только о минувшей войне, ее жертвах и жертвенности вообще, но и обращением к сегодняшнему молодому поколению, которому суждено было пройти по этим пронзительным, горестным, жгучим «высотам Памяти».

Новым неожиданным поворотом в творчестве художницы стала картина «Вечер. Старая Флоренция», созданная в 1973 году. Снова страстные споры и противоположные суждения. Снова заговорили о «феномене» Татьяны Яблонской. Это произведение - своеобразная исповедь художницы, которая обращается к вечным идеалам в искусстве, к шедеврам великих мастеров Высокого Возрождения и импрессионизма. Но она очень современна, ибо говорит об истинном предназначении художника и о том суетном, что окружает его в жизни.

И в эти юбилейные для прославленной художницы дни - низкий ей поклон за то вечное, что она оставила в художественном наследии России и Украины, за то, что всегда стремилась выразить в своем искусстве общечеловеческое, свободное от всяких «суверенных» ограничений.

Последняя редакция материала страницы от 03 января 2019 года

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018