Суббота 16 февраля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«Русское изобразительное искусство» — выпуск от 31 декабря 1965 года

Павел Андреевич Федотов (1815 - 1852). «Сватовство майора» (1848)

Полотоно «Сватовство майора» кисти П.А.Федотова
Оформление серии А.Калашников, И.Мокроусов, А.Сапронов
Цвет красная и темно синяя
Зубцовка 12½ линейная
Размер 32 × 57 мм
Тираж 2 500 000
Способ печати металлография
Бумага мелованная
Номинал 16 копеек
Каталоги:
 ЦФА 3228
 Ст.коллекция 3220
 Michel SU3167
 Scott SU3146
 Yvert SU2975
Серия: состоит из 2 марок:
1848 год
Русская школа.
Холст, масло
Размеры: 58.3 × 75.4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Для своей будущей картины Федотов искал сюжет незаурядный – нужно было сопоставление характеров, нужен был переломный момент в жизни героев. После долгих поисков он остановился на моменте рождения новой семьи, но не самой свадьбе, а на событии, предшествующем ей – на сватовстве.

Впервые лицом к лицу встречаются те, кому суждено прожить оставшуюся жизнь вместе – будущая невеста и будущий жених. Здесь можно было бы придать картине социальную остроту – например старик-богач сватается к молоденькой бесприданнице, но художник не пошел по проторенной дорожке социального обличения – он провел некую нивелировку сторон. Жених из благородных, но без гроша за душой, а невеста богатая, но не имеет витиеватой родословной – из простых.

Сюжет картины определился. Армейский офицер в майорском звании, наслужившийся, хлебнувший лиха в где ни будь в отдаленном гарнизоне на границе империи, а может и повоевавший, подумывает уйти в отставку. Но состояния и поместий у него нет, статская служба по причине отсутствия необходимых связей, светского образования и тех же денег ему не светит, а майорский пенсион не велик. Для него выход один – жениться на богатой купеческой вдове или дочке и взять за ней хорошее приданное. Произведя при помощи неизбежной свахи соответствующую регосценировку Майор является в дом с официальным предложением руки и сердца.

Одетый по парадному – в мундире, при сабле, в треугольной шляпе и сиянии «густых» штаб-офицерских эполет, он стоит в соседней комнате подкручивая усы и готовясь к решающему объяснению. В купеческом доме уже готовы к его появлению. Майор еще не вошел, но о приходе его известно и он явился возмутителем спокойствия. Излюбленный прием — дверь, отворенная в соседнюю комнату,— сработал у Федотова безошибочно: Майор там, семейство здесь, они разделены стеной. Каждый, почитая себя недоступным чужому взгляду, занят подготовкой к решительной встрече, и один лишь зритель имеет возможность обозревать их одновременно и сопоставлять. Художник так старался разместить своих героев, расставляя и повертывая их, такие жесты придавал им и так направлял их взгляды, чтобы каждый связывался со своими соседями, или хотя бы с одним соседом. Сам Майор еще накручивает ус в соседней комнате. Сваха идет от него, она переступает порог, левая ее рука непроизвольно тянется к двери, как бы показывая: «Уже здесь», лицом же она обращена к Отцу, именно ему прежде всего адресуя благую весть. Глава семейства более всех прочих готов к встрече — пальцы, правда, еще возятся с упрямыми пуговицами сюртука, но он уже делает шаг к двери, сияя улыбкой. Мать и Дочь заметно отстали от него, известие застигло их в некоторой растерянности, особенно Дочь, которая в смущении порывается убежать. Мать же, успевшая сильнее проникнуться ощущением важности момента, пытается задержать ее на месте, ухватив за платье и произнеся громким шепотом: «Куда, дура!». От нее, от ее простертых в беспомощности рук и вскинутой головы, известие обращается в дальний угол, где все еще царит неторопливое спокойствие, а отчасти даже и не прибранность. Поднос с бокалами и шампанским по-простецки, на скорую руку, приткнут прямо на стуле, Кухарка выставляет на стол горячую кулебяку, Сиделец из лавки еще возится с бутылками, а Приживалка, высунувшаяся в дверь и потому присутствующая в картине как бы наполовину, обнаруживает крайнюю степень неосведомленности — расспрашивает, что произошло. Всей этой троице, конечно, совсем не место при церемонии: но еще миг-другой, известие дойдет до них и они исчезнут, успев только водрузить шампанское на место.

Неизвестно, было ли так задумано художником, или получилось случайно, но так уж вышло, что, намереваясь изобразить краткое мгновение, выхваченное из жизни купеческого семейства, он на самом деле растянул его, представил в виде цепочки мгновений, каждое из которых предшествует соседнему, и картина приобрела более живости, чем если бы следуя точной житейской логике, он передал бы то, чем занят каждый из его героев в одно и то же время. Составляя свою хитро извивающуюся вереницу персонажей, Федотов одновременно заботился о том, чтобы каждому отвести в ней место, согласное с его значением в развертывающейся комедии нравов.

Кухарке, сидельцу из винной лавки и Приживалке досталось самое темное место в углу картины. В некоторую глубину задвинут и Глава семейства, направляющийся по направлению к гостю и практически готовый к встрече и поэтому менее интересный зрителю. Почти по центру картины, но немного в глубине стоит Сваха, уже выполнившая свою роль и являющейся связующим звеном между Майором и купеческим семейством. Центром картины стали Майор и Дочь, вернее Дочь с Матертью, образовавшей вместе с ней нерасторжимую скульптурную группу. Майор, оказавшийся в отдалении от остальных фигур оказался как бы на окраине от основного действа. Но благодаря умело выбранному освещению ощущается его значимость для развития сюжета картины.

Краткую биографию Павла Андреевича Федотова смотри в разделе Художники

Последняя редакция статьи от 27 октября 2018 года

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018