Среда 13 ноября 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«125-летие со дня смерти поэта А. С. Пушкина ( 1799 — 1837)» — выпуск от 26 января 1962 года

Кипренский Орест Адамович (1782 - 1836). «Портрет А.С.Пушкина» (1827)


Оформление серии А.Калашников
Цвет черная, кремовая, красная
Зубцовка 12½ : 12 гребенчатая
Размер 37 × 26 мм
Тираж 5 000 000
Способ печати штриховой офсет
Бумага обыкновенная
Номинал 4 копейки
Каталоги:
ЦФА 2656
Ст.коллекция 2568
Michel SU2573
Scott SU2560
Yvert SU2493
Серия: состоит из 1 марки
1827 год
Русская школа.
Портрет
Холст, масло
Размеры: 63 × 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

История знаменитого портрета Пушкина, написанного Орестом Кипренским, очень интересна. Он был заказан художнику другом великого поэта — Антоном Дельвигом.

Пушкин изображен в сюртуке и плаще, накинутом на одно плечо, то есть одетым по моде того времени. Художник подобрал такое освещение, при котором особенно чётко видна голова поэта. На смуглом лице Пушкина лежит печать вдохновения. Можно подумать, что поэт обдумывает очередное стихотворение. Обращает на себя внимание то, что поэт невесел. В его взгляде читается настороженность, губы напряженно сжаты, и их излом свидетельствует о богатом жизненном опыте Пушкина. Однако изящные руки поэта спокойно сложены на груди, словно Пушкин в торжественном спокойствии грусти ждет исполнения своей судьбы. В правом верхнем углу полотна изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Именно эта деталь подчеркивает главное, что хотел выразить художник, — Пушкин и вдохновение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, — неразлучная спутница автора гениальных стихов и великой прозы.

Портрет А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского признан одним из лучших, созданных при жизни поэта.

Поэт высоко оценил работу художника, однако считал, что Кипренский приукрасил его внешность. Так откликнулся сам Пушкин на этот портрет:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед на век от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья верных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

По отзывам современников, Кипренскому удалось создать образ поэта, очень близкий к реальному.

Так, например, Н.А.Муханов сказал: «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий».

А.В.Никитенко записал в дневнике: «Вот поэт Пушкин. Не смотрите на на подпись: видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания: это портрет писан Кипренским».

А вот высказывание Ф.В.Булгарина: «Не распространяясь в исчислении красот сего произведения госп. Кипренского, мы скажем только, что это живой Пушкин».

Сегодня мы можем составить впечатление о внешности Александра Сергеевича Пушкина только по существующим портретам поэта. Орест Кипренский ближе других художников подошел к решению, казалось бы, неразрешимой проблемы — показать душу великого русского поэта средствами живописи.

Краткую биографию Ореста Адамовича Кипренского смотри в разделе «Художники»

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018