Вторник 23 июля 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

«100-летие Государственной Третьяковской галереи» — выпуск от 31 июля 1956 года

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897). «Грачи прилетели» (1871 год)

Саврасов Алексей Кондратьевич - Грачи прилетели

Оформление серии Р.Житков
Цвет многоцветная
Зубцовка 12 : 12½ гребенчатая
Размер марки 42 × 30 мм
Тираж 1 000 000
Способ печати Фототипия
Бумага обычная
Номинал 40 копеек
Каталоги:
ЦФА 4542
Ст.коллекция 1908
Michel SU1848
Scott SU1839
Yvert SU1824
Серия: состоит из 2 марок
1871 год
Русская школа.
Пейзаж
Холст, масло
Размеры: 62 × 48.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1871 году художник создает одну из лучших своих работ «Грачи прилетели». Когда смотришь на картину, кажется, что она написана с натуры. Но это не так, картина явилась результатом долгой и кропотливой работы художника над эскизами и зарисовками.

В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. В центре — высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжелую овчинную шубу и поехал в деревню — навстречу весне, природе.

Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа никак не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окошка, смотрел на убогие, занесенные снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо и узловатые голые березы с черными грачиными гнездами, и ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал сапоги, долго ходил по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда,— неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели! - напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперь... Пришла весна!

Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.

«Какая простота! - писал И. И. Левитан. - Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Картина «Грачи прилетели» способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок.

«Пейзаж «Грачи прилетели» есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И.И. (Шишкин). Но все это - деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах», - писал И.Н. Крамской Ф.А. Васильеву.

Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. В ней, простой и внешне безыскусной, с такой пронзительной силой воплощено свойственное народу лирическое чувство, что ее чуть ли не сразу восприняли как олицетворение русской природы, деревенской России: пруд и березы, деревянные дома, церковь и потемневшие весенние поля — все обжито, согрето сердечным теплом. Перед тем как покинуть выставку, многие зрители снова и снова подходили к картине Саврасова. От нее словно веяло пробуждением природы. Павел Третьяков сразу же приобрел полотно художника для своей галереи, и это было свидетельством признания значения его в национальном искусстве.

Краткую биографию Алексея Кондратьевича Саврасова смотри в разделе Художники

Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018