Четверг 17 октября 2019 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (город Москва, Лаврушинский переулок, дом 10) — крупнейший музей русского искусства, имеющий мировую известность. Она носит имя основателя — купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832 — 1898). Сейчас галерея содержит одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства.

Государственная Третьяковская Галерея. Портрет Третьякова

Бывая в Петербурге по делам фирмы, Третьяков однажды посетил Эрмитаж. Пораженный богатством и великолепием художественного собрания, он решил посвятить жизнь созданию музея русской живописи, которым пользоваться «может весь русский народ, это само собой известно». Подобный замысел для того времени был необычен, хотя собрания картин уже нередко выставлялись в музеях. Окончательно это решение оформилось, когда Третьяков познакомился с собранием питерского коллекционера Прянишникова — полотнами художников реалистов Венецианова, Кипренского, Тропинина, Федотова. В то время Павлу Михайловичу не было и тридцати лет.

Государственная Третьяковская Галерея

Со свойственной ему основательностью Третьяков начал с изучения серьезных книг по живописи и искусству, монографий, стал посещать выставки, приобретать каталоги. Обращение к записным книжкам Павла Михайловича позволяет установить, что начало формирования его коллекции относится к 1850–м годам. Днем основания Третьяковской галереи считается 22 мая 1856 года, когда он приобрел первые полотна — картины Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера. Вскоре к ним добавились работы В.И.Якоби, А.Н.Саврасова, М.Н.Клодта, В.Г.Перова.

Павел Михайлович в своем «Завещательном письме» в 1860 году писал: «Я желал бы оставить национальную галерею. Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие». В этом документе коллекционер впервые огласил концепсию галереи и выразил намерение передать собрание картин Москве.

Стасов в одной из своих работ так охарактеризовал Третьякова: «С гидом [путеводителем] и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все–таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и, всего более, глубокой любви к делу...»

Поскольку галерея была задумана Третьяковым как национальный музей русского искусства, он приобретал картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов и даже наперекор собственному вкусу.

Государственная Третьяковская Галерея

Близко общаясь со многими художниками, известными композиторами, артистами, учеными, писателями, в конце 1860–х годов Третьяков задумал сохранить для грядущих поколений образы своих великих соотечественников и современников — «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части». Он начал собирать портреты по списку: выкупал у наследников уже имеющиеся и заказывал новые В.Г.Перову, И.Н.Крамскому, И.Е.Репину, Н.Н.Ге и другим мастерам портретной живописи. Если художнику не удавалось достичь сходства или Третьякову что–то не нравилось в работе, он заставлял переделывать портрет, а иногда даже передавал заказ другому мастеру. Так в галерее появились портреты Писемского, Гончарова, Гоголя, Островского, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, Васильева, Тургенева, Достоевского, Майкова, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тютчева, Пирогова, Герцена. Привлечение к воплощению этой идеи ведущих русских живописцев 1870 — 1880–х годов стимулировало развитие русской портретной живописи. Многие работы Перова, Крамского, Репина, Ярошенко были созданы если и не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его собрание.

Библиография:
  • Л.Анисов «Третьяков», Москва: ИнтерДиалект+, 1998 год — 335 страниц с иллюстрациями.
  • А.П.Боткина «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве», Москва: Искусство, 1993 год — 376 страниц с иллюстрациями.
  • Л.А.Большакова «Государственная Третьяковская галерея. Краткий путеводитель.» Издание 3, 1978 год
  • Н.Н.Ватолина «Прогулка по Третьяковской галерее: Русский и советский портрет. Образы эпохи» Москва: Советский художник, 1983 год — 255 страниц с иллюстрациями.
  • «Государственная Третьяковская Галерея: краткий путеводитель.— Москва: Изобразительное искусство, 1978. — 166 страниц с иллюстрациями.
  • И.Ненарокомова «Павел Третьяков и его галерея» — Москва: Арт–Родник, 1998 год — 256 страниц с иллюстрациями.
Последняя редакция статьи от 31 марта 2018 года
Главная Третьяковка Эрмитаж Русский музей Художники По старым страницам... Библиотека Это интересно... Колонка редактора
Вся представленная на сайте информация носит справочно-информационнный характер, и ни в коем случае не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дизайн-студия Kvp-Plus © 2016 - 2018